Тепловозный комбинированный четырехтактный двигатель
Во время работы пускового двигателя соединенный с его валом специальный («предпусковой») масляный насос подает масло в смазочную систему дизеля. Однако специальный масляный насос редко применяют на двигателях подобного типа, хотя при его работе уменьшается износ подшипников коленчатого вала и исключается возможность их задира при пуске в сильные морозы.
Электроснабжение трактора осуществляется от двух источников тока — свинцовой аккумуляторной батареи постоянного тока и трехфазного генератора переменного тока мощностью 1000 Вт с встроенным выпрямителем.
Коломенский тепловозостроительный завод им. В. В. Куйбышева производит комбинированные четырехтактные двигатели семейства для магистральных и маневровых тепловозов и буровых установок. Двигатели имеют восемь, двенадцать или шестнадцать цилиндров, расположенных в два ряда V-образно под углом 42°, мощность 600-2942 кВт.
Шестнадцатицилиндровый двигатель, предназначенный для пассажирских и грузовых магистральных тепловозов с электрической передачей, выпускается в одном агрегате с генератором тока (дизель-генератор). Среднее эффективное давление двигателя соответствует давлению лучших образцов тепловозных двигателей.
Цилиндры двигателя расположены в два ряда под углом 42°. Двигатель вместе с генератором установлен на одну общую сварную раму. На раме с одной стороны расположены масляные охладитель и центрифуга, а с другой — маслооткачивающий насос и топливные фильтры.